Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 2

вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общест

во» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных

отношений.

Общественные отношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности опреде-

ляет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы

общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей,

а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой

общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество –не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она обьективно, необходимым об

разом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общест-

венных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосре

дуется множеством факторов и условий, требующих специального исследова-

ния. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом так или иначе определяет социальный статус каждой конкретной лич-

ности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений раз

личны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.

Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим инди

виду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по со

держанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные

связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллек

тив, но к ним несводимы.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне высту-

пает в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект-

объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более

глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные

связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).

В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятель-

ности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельнос

ти, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может

воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект –объект - субъектных и субъект- субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Нейропсихологические методы изучения эмоционально-личностных нарушений.
Нарушения эмоций в клинике локальных поражений головного мозга известны с давних пор. Описания эмоциональных нарушений можно найти среди публикаций, посвященных особенностям психики больных с поражением лобных долей мозга. Этого вопроса к ...

Предпосылки воспитательного процесса
Теперь раскроем более подробно указанные выше предпосылки духовного воспитания, составляющие основу жизни каждого человека. Они состоят из трех основ: знаний общества , способностей воспитуемого и механики передачи Знания . Первая предпо ...

Супружеские взаимоотношения
Семья и брак, как малые социальные группы, объе­динены на основе взаимных интересов, потребностей, желаний, намерении. Взаимодействие и взаимоотноше­ния супругов вытекают из необходимости координиро­вать и согласовывать разнообразные мате ...