Эмоциональный тон ощущений

Страница 2

Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (По Н. Н. Ланге)

Ощущение

Эмоциональный тон

Нейтрально, безразлично

Эмоционально окрашен: приятно— непри­ятно

Зависит от строения периферического органа ощущения

Однороден, независим от строения органа ощущения

Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое)

Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно

Является первичным и самостоятель­ным феноменом

Не возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, представление, вспоминание

Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают внимание

Присуща неясность и расплывчатость,

а при обращении на него внимания делает­ся не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Правда, как отмечает П. В. Симонов (1966), это приспособительное значение эмо­ционального тона нельзя преувеличивать. Вкусовые свойства некоторых вредных веществ могут вызывать ощущение удовольствия, а неприятный на вид и вкус про­дукт может быть полезным для организма. Но это лишь исключение из правила, со­гласно которому эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора и ставшие, по выражению П. К. Анохина (1964), «пеленгами».

В. Витвицки показал, что наиболее сильное переживание приятного или непри­ятного появляется не при первой, а при повторной встрече с эмоциональным раздра­жителем. Очевидно, не всякий контактный раздражитель способен «с ходу» вызы­вать отчетливый эмоциональный тон ощущений, определяющий полезность или вредность его организму. «Вызревание» эмоционального тона ощущений происходит постепенно.

С другой стороны, этот же автор обнаружил явление адаптации к эмоциональным раздражителям. Длительное действие раздражителя приятного характера приводит к снижению, притуплению ощущения приятного. Если же раздражитель сменить или временно прервать его действие, ощущение приятного возникает с прежней силой. Происходит адаптация и к неприятному тону ощущений, если он не резко выражен. Вопрос, однако, в том, является ли эта адаптация действительно эмоциональной, независимой от адаптации, имеющей место в отношении физических ощущений, или же она является следствием последней, т. е. восприятия длительно действующего раздражителя одной и той же интенсивности как более слабого.

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обрат­ной связи, задача которой — сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологи­ческая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон — удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие).

Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не обраща­ют внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью про­являть определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат. В самом деле, очевидно не случайно, как отмечает П. В. Симо­нов (1966), в эволюции сформировался механизм, по которому извержение семени при половом акте происходит не при определенном количестве фрикционных дви­жений или через определенное время после начала акта, а при оргазме, т. е при полу­чении человеком максимального удовольствия от полового акта. А это заставляет животное и человека добиваться оргазма для удовлетворения потребности в прият­ном ощущении. Такую же роль играет ощущение сытости, появляющееся во время еды, положительный тон при исчезновении ощущения жажды и т. д.

То же происходит и при торможении определенного поведения, если организму оно нежелательно и вредно в данный момент; тогда возникает ощущение отвраще­ния к объекту, ранее вызывавшему удовольствие. Воспользуюсь для пояснения это­го примером, приведенным П. В. Симоновым. В случае расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта требуется на время прекратить употребление пищи. Для этого патологические процессы во внутренних органах возбуждают нервные структуры "центра отвращения". Теперь любое раздражение, адресованное к пище­вому центру, от непосредственного контакта с пищей до ее вида, запаха лишь усили­вает отвращение и тем самым предотвращает попадание пищи в желудочно-кишеч­ный тракт, способствуя течению восстановительных процессов. В этом случае живот­ное или человек тоже вынужден вести себя определенным образом до тех пор, пока отвращение к пище не исчезнет и организмом не будет достигнут нужный ему резуль­тат, т. е. пока не произойдет выздоровление.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные вариан ...

Специфика организационного конфликта
Одним из наиболее часто встречающихся в последнее время видов конфликта является организационный. Он заключается в себе некоторую специфичность, которая характерная для наших дней. Предприятие — это функционально-целевая общность, создав ...

Эмпирическое исследование
Объектом исследования являются сотрудники коммерческой организации "Стройцентр" г.Твери. В исследование приняло участие 30 испытуемых. Предмет исследования: типичные стратегии поведения в конфликтной ситуации, тип темперамента. ...