Психология личности как наука о человеке

Психологическая информация » Психодинамическая теория личности » Психология личности как наука о человеке

Страница 2

Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме.

Исследования личности в дореволюционный и советский периоды

П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для отечественной психологии не столько точностью наблюдений или содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.

В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу классификации им был положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.)

Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо. Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:

1. Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и стремление произвести на окружающих впечатление).

2. Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически меняется).

3. Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении.

4. Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи; склонность к ипохондрии).

5. Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость, послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и окружающим людям, большая привязанность в дружбе).

6. Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других. Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений со скоропалительными действиями.

7. Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении своих чувств).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Личность - как социализированный индивид
"Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта , системы социальных связей и отношений", - такое определение дает психологический словарь и добавляет: "В процессе социализации человек приобретает убе ...

Развитие социального познания в среднем школьном возрасте
В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учиты­вать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают всего этого разными спо ...

Механизмы взаимопонимания в общении.
Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы: 1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 2) Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерп ...