Морально-этические стороны дружбы.

Психологическая информация » Психология: Дружба » Морально-этические стороны дружбы.

Страница 2

Эротика видит в человеке только эротические свойства и ищет не самого человека, а новые ощущения. Молекула влюбленности - состояние зарождения, постоянно возобновляющееся чувство к одному и тому же человеку. Молекула дружбы - встреча, а сама дружба - цепь встреч с одним и тем же человеком. Молекула эротики - новое ощущение. Эротические отношения продолжаются до тех пор, пока эротические ощущения, эротическое наслаждение остаются необычными, из ряда вон выходящими.

Если эротика не находит этого в одном человеке, ей приходится искать другого. Назначение влюбленности - создать коллективную структуру: пару. Назначение дружбы - пройти вместе жизненный путь, плечом к плечу, преданно и честно. Цель эротики - дать друг другу необычайное наслаждение. Эротическое наслаждение происходит от слияния тел, от исчезновения на какое-то мгновение собственной идентичности. Во влюбленности два человека соединяются, чтобы создать новую общность, новое "мы", которое имеет тенденцию продлевать свое существование и изменять действительность. В эротике всегда два человека стремятся соединиться на время, отказываясь при этом от своей физической и психической индивидуальности.

Есть разные формы дружбы. Некоторые друзья проводят рядом друг с другом всю жизнь. Другие встречаются редко или даже только в исключительных случаях, тем не менее у них дружба - настоящая. С другой стороны, эротическое влечение может породить отношения, которые будут продолжаться очень долго. Для дружбы главное не продолжительность и регулярность общений, а встреча. Именно здесь нужно искать ее отличие от эротики.

Если я говорю любимому человеку: "будем друзьями", это означает, что я его больше не люблю. Дружба тоже является формой любви, но совершенно иной. А эротику нельзя даже считать одной из форм любви. По своей природе она неспособна создавать прочные отношения. Она не является, как говорят психоаналитики, "постоянным целенаправленным вкладом" или, по крайней мере, не бывает таковым в большинстве случаев. Поэтому эротика не противопоставляет себя другим формам любви, она может соединяться с ними, образуя различные сочетания.

Взаимоотношения эротики и дружбы ещё сложнее. Дружба включает в себя гораздо больше разнородных элементов, чем эротика. Обычно в отношениях между двумя полами наступает такой момент, когда встреча может повернуть и в сторону эротики, и в сторону дружбы. Почти всегда та или другая сторона совершает выбор. Тем не менее дружба может уживаться с эротикой. Дружба между двумя разнополыми людьми, которые состояли или состоят в эротических отношениях, возможна. То же самое относится и к людям одного пола, если речь идет о гомосексуалистах. Это объясняется тем, что дружба живет своей, независимой жизнью, не испытывая потребности в эротике, и легкомыслие, свойственное последней, никак ей не угрожает.

Эротика не рождает дружбу, но дружба совместима с эротикой. Для эротической дружбы очень важна цепь встреч. А кроме того - откровенность, доверие, душевная чистота. Если все это есть, дружба может существовать рядом с эротикой, так же как она существует рядом с любовью, возникшей из влюбленности. От последней она отличается тем, что не ревнует, не требует для себя никакой исключительности, не претендует на полное и постоянное обладание. Эротика всегда бывает придатком дружбы, её несущественной деталью.

Молодой В. А. Жуковский в дневниках и переписке определяет дружбу как главную жизненную добродетель, пишет о своем желания "сделаться достойным дружбы". Для него дружба "есть все, только не в одном человеке, а в двух (много в трех или четырех, но чем больше, тем лучше)". Высшей похвалой себе он считает, если о нем скажут, что "он истинный друг".

У поколения А. С. Пушкина стиль дружбы уже иной. Тема дружбы занимает важное место в творчестве великого поэта. Однако на разных этапах его жизни и творческого пути эта тема получает несколько иное поэтическое звучание. В произведениях лицейского периода (например, в стихотворении "Друзьям") дружба описывается преимущественно в анакреонтовских тонах бесшабашного группового веселья, перемежающегося настроениями элегической тоски и грусти. Тема дружеской пирушки, "где просторен круг гостей, а кружок бутылок тесен" ("Веселый пир"), близка сердцу молодого поэта и после выхода из лицея. Однако он уже познал эфемерность подобных радостей и отношений. В стихотворении "Дружба" (1824 г.) поэт глубоко задумывается над тем, что составляет суть дружеских отношений.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Представление о типах личности
Согласно теории Юнга всякий имеет не только эго, тень, персону, и другие компоненты психического, но так же индивидуальные характеристики всего этого. Кроме того, существуют ряд измеряемых величин, определенных размеров, которые, комбини ...

Развитие социального познания в среднем школьном возрасте
В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учиты­вать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают всего этого разными спо ...

Уровни общения и его особенности в различных условиях
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять пр ...