Оптимизация общения в семье

Психологическая информация » Оптимизация общения в семье

В последнее время отмечается увеличение обращений родителей за помощью в психологический центр, по поводу детей с нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, общения. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы с членами семьи.

Несмотря на наличие значительного количества данных, относительно влияния характера различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи на качество семейных взаимоотношений этот фактор до сих пор не учитывался в консультативной работе с семьями. Не разработана методика консультирования семьи с учетом упомянутых выше детерминант, не оценена ее эффективность.

С доминантностью полушарий связан целый ряд психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т.д. Разная степень выраженности этих психических свойств формирует склонность разных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с характерными для них способностями, эмоционально-личностными характеристиками, особенностями адаптационных процессов, поведения, общения.

Объект исследования

:

семьи, члены которых обращались за психологической помощью в Центр психолого-медико-социального сопровождения СЗАО Министерства образования РФ. За период с марта 2001 года по февраль 2002 года было проконсультировано 230 человек. Консультативная работа по разработанной методике проводилась с 12 семьями. В работе детально описана апробация методики на примере работы с 6 семьями.

Предмет исследования

:

Консультативная работа с семьями.

Цель данной работы

:

разработать программу консультативной работы с семьями с учетом доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

Задачи

:

1. Проанализировать фактор доминантности головного мозга с точки зрения его влияния на характер взаимоотношений в семье.

2. Выявить и описать специфические нарушения жизнедеятельности семьи, возникающие по причине различных сочетаний доминантности полушарий (П-Л, Л-П) у членов семьи.

3. Разработать программу оптимизации общения в семьях с нарушениями жизнедеятельности, возникающими по причине различных сочетаний доминантности полушарий головного мозга у членов семьи.

4. Произвести апробацию этой методики и оценить степень ее эффективности. Внести в программу необходимые изменения.

После составления и апробации программы, были замечены некоторые изменения в общении между членами семьи: большая открытость, осознание особенностей своего поведения. Причины, следствия и взаимосвязь разных событий становится более понятными. Знание особенностей межполушарной активности, помогает изменить паттерны взаимодействия с членами семьи, лучше адаптироваться к обстоятельствам, изменить условия, в которых протекает общение, создавать социально приемлемые способы выражения своих чувств, желаний.

Статьи по теме:

Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций.
В. К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представля­ет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к .идеаль ...

Формирование образа «Я».
4 этап: Самопознание и самоосознание. Итак, цель определена, но достижима ли она? Для этого я соотнесла с этой целью и идеалом свои возможности и способности, поэтому следующий этап самовоспитания – познание и осознание себя, изучение и ...

Основные понятия психологического компонента управления в сфере сервиса.
Управление, в том числе и управление в сфере сервиса – это наука и практика перевода управляемой системы в новое, более высокое качественное состояние на основе целевой ориентации коллектива, разработки адекватных планов и их осуществлени ...