Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов.
Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социальности личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Представляется существенным наличие следующих понятий в рамках экзистенциализма, прагматизма и диалектического материализма.
В системе взглядов прагматизма таковым, например, становится опыт.
Так, автор «философии действия» Дж.Дьюи всю окружающую человека реальность отождествляет с «опытом» (Дьюи: 1999). Он полагает, что социальный опыт никогда не дан человеку изначально, как нечто определенное: все объекты познания формируются познавательными умениями и усилиями в ходе решения возникающих задач. Таким образом, «посредством деятельности», в процессе которой дети приобретают знания и навыки, требуемые для лучшего выполнения социальных задач, и в определенных социальных условиях происходит воспитание.
Для представителей экзистенциализма наиболее актуально понятие диалогового общения.
По Г.Марселю (Марсель: 1995), основная социальная деятельность, в которой происходит воспитание индивида, – диалоговое общение, а также творчество и самопереживание.
Философия диалектического и исторического материализма в качестве основы процесса воспитания как составляющей социализации выделяет социальную активность самого субъекта.
Важным для нашего исследования является рассмотрение духовных ценностей личности, проявляющихся при осуществлении различных видов деятельности, в связи с процессом социализации. Согласно этой концепции, духовное освоение предстает как субъект-объектное отношение, увязывающее человека и мир в единую мировоззренческую систему «мир – человек».
Наиболее четкое определение процесс включения человека в общество получил в рамках социологии, где было разработано понятие социализации, а также введены понятия институт социализации, агент социализации, социальное действие и др. (Э.Гиддингс, М.Вебер и др.)
В последнее время все более популярными становятся исследования процессов социализации в русле культурологических концепций, которые анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовное освоение мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения, как «творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека», в ходе которого «происходит преобразование природной предметности в социальную» (Философский словарь: 1983), самоутверждение человека в мире как активного, деятельного существа (См. работы М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Л. Кольберга, В.Е. Давидовича и др.).
Статьи по теме:
Понятие «Уровень притязаний»
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т.Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым пре ...
Телевидиние как фактор социализации
Просмотр детьми телепрограмм
Американские дети проводят перед телевизором больше времени, чем за любым занятием в одиночестве, исключая сон. Популярные СМИ нередко сообщают о том , что в среднем дети смотрят телевизор 25-35 часов в недел ...
Общая схема структуры математических способностей в школьном
возрасте по В. А. Крутецкому.
Собранный В. А. Крутецким материал позволил ему выстроить общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте.
Получение математической информации.
Способность к формализованному восприятию математического материала, с ...
Актуальное