Механизмы социального становления личности обычно делят на группы с учетом того, кто выступает субъектом их использования – сам индивид или его окружение.
К первой группе относятся механизмы социализации, опирающиеся на самого индивида, включенного в деятельность. Сюда можно отнести подражание, идентификацию, симпатию, увлечение, творчество, преобразование и т.п.
Ко второй группе относятся механизмы социализации, используемые окружением индивида с целью оказания влияния на него: убеждение, внушение, различные механизмы социального воздействия (приказ, принуждение) и т.д. (Мудрик: 2000, с.12).
Характеристика ведущих концепций социализации представлена в таблице:
Концепции социализации |
Авторы |
Ведущие идеи |
Средства социализации |
Ключевые понятия (термины) |
Интеракционистский подход |
Т.Шибутани |
«Личность социализирована… когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм.» «Человеческое общество лучше всего рассматривать как коммуникативный процесс; это система возвратных реакций.» «Люди развивают… способность исполнять различные социальные роли… в процессе социального взаимодействия.» (Шибутани Т.) |
Межличностное взаимодействие (диалоговое общение): усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракций. |
коммуникативный процесс; символическое окружение; система возвратных реакций |
Психоаналитический |
И.С. Кон |
«…социализация наряду с воспитанием включает в себя и ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» «Переход от детства к взрослости характеризуется увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей»; (И.С. Кон) |
Самосознание: усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей прежде всего благодаря активности личности. |
Диапазон социальных ролей; непланируемые факторы; ненамеренные (спонтанные) воздействия; |
Культурологическая |
А.В.Мудрик |
Социализация – «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» (А.В.Мудрик) |
Трансляция культуры, творчество: развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. |
Развитие
Статьи по теме: Типы темпераментов Профконсультирование в школе Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. |
Актуальное