Представления памяти
– это образцы тех предметов и явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, пение птиц), обонятельные (Вкусовые ощущения от сахара, лимона), осязательные (ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому меху). Представление памяти в отличии от образцов восприятия намного бледнее и менее устойчивые, не так богаты деталями (например: когда идет зрительное восприятие образа человека, смотря на него и мысленное представление его образа), но они составляют важнейший элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Ассоциативное направление
является одной из главных теорий в проблеме изучения памяти. Её центральное понятие – ассоциации – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленные в нашей памяти (с др. греч. – «соединение», «связь»). Без этих связей, или ассоциации, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание постепенно переосмысливается и углубляется.
Ассоциации выступают в качестве Обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к возникновению определенного психического образования в сознании одновременно и непосредствен друг с другом. Между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи. Необходимо вызывать в сознании представление всех её элементов.
Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникла и они ограничиваются характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения одновременных впечатлений.
В основе ассоциаций по смежностилежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимает расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Она возникает при заучивании иностранных слов, таблицы умножения (временная ассоциация), расположение фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).
Ассоциации по сходству
возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе.
По контрасту
ассоциируются резкоотличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации. Конкретное содержание ассоциаций целым рядом условий, в частности, большую роль играют интересы, профессия человека.
Все проявления памяти нельзя свести к указанным трем видам ассоциаций, как это считала идеалистическая психология. По проблеме ассоцианизма существует множество критических оценок, на основе которых в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно они критиковали в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации. Проблема изучения ассоциаций не закончена. Новые теории развития продолжаются до сих пор в современной науке.
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Следы прежних воздействий нельзя понимать как отдельные отпечатки. Под следами понимаются определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, или активизироваться, т.е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствии раздражителя, вызвавший эти изменения. Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологии, понятия ассоциаций, то физиологический механизм их образования – временные нервные связи.
Движение нервных процессов в коре оставляет след. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание, их оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.
Статьи по теме:
Компоненты гендерной идентичности
Биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы, сексуальные роли – вот четыре компонента половой идентичности. Легче всего дать определение биологического пола. Это понятие включает в себя первичные и вторичные физические при ...
Определение понятия
«общение». Структура и средства общения.
Существование множества различных понятий «общение», прежде всего связанно с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития к ...
Ораторская речь, как искусство слова.
Античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо, прежде всего, познакомиться со взглядами древних риторов.
В древней риторической науке можно назвать име ...
Актуальное