Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно фиксируется в соответствующих статистических данных. Весьма важным является способность населения объективно оценивать свое состояние и принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки, образования, искусства и т.д.[12]
В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении, т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья. [13]
По словам выдающегося американского психолога В. Джеймса, глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности. У любого человека это страстное желание может быть удовлетворено только в процессе общения среди людей, что и является естественной основой социализации. Для субъективного социального благополучия необходимо всегда быть внимательным к ближнему своему, не скупиться на похвалу и поддерживать все хорошие начинания окружающих людей. Но чтобы получить признание своей ценности, нужно этой ценностью обладать. Поскольку ценностные ориентации людей различны, то и оценивать в других людях они могут по достоинству только те качества, которыми в той или иной мере обладают сами. Например, люди с низкими духовно-нравственными ценностями не в состоянии понимать высокие поступки и убеждения других людей, но они могут вполне хорошо чувствовать себя в нездоровом социальном окружении, в котором человеческие пороки могут быть возведены в ранг достоинств. Именно этим свойством индивидуальное социальное здоровье может не соответствовать нравственным принципам, принятым в обществе.[14] Таким образом, социальное здоровье личности обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды. Тем не менее, гармонично развитая личность (с высоким уровнем культуры здоровья) способна не только противостоять растлевающим воздействиям больного общества, но и активно способствовать его оздоровлению. Одним из признаков социального здоровья является стремление к общему благу, любознательность, активное участие в общественной работе, способность заинтересованно относиться к решению социальных проблем. Таким образом, социальное (общественное) здоровье является одним из основных показателей благополучия жизни и гармоничного развития общества, его культурного уровня. При недостаточно высоком культурном уровне развития общества возникают проблемы в воспроизводстве здорового потомства, политической и экономической сферах жизнедеятельности государства. Бодрое, жизнеутверждающие начала сменяются всеобщей апатией, пассивностью и заметной деградацией в интеллектуальном, моральном и духовно-нравственном отношениях. В общественном сознании возникает терпимое отношение к социальным порокам, происходит постепенная замена истинных идеалов и жизненных ценностей на ложные, навязываемые населению отдельными корыстными людьми, группами, партиями; происходят массовые психологические эпидемии (например, почти поголовная наркотизация алкоголем, лекарствами, извращенным питанием, так называемой массовой культурой и т.д.). В результате создается порочная замкнутая система, в которой больное общество не только не предоставляет возможностей для развития здоровых личностей, но и всячески препятствует этому процессу, а отсутствие в социуме критической массы здоровых людей не обеспечивает процесс самоочищения и оздоровления социума. В нездоровом обществе начинают все активнее действовать механизмы саморазрушения и самоуничтожения, и оно все быстрее движется к своему краху. Это, в частности, проявляется в снижении показателей здоровья, в интеллектуальной, производственной, научной, культурной деятельности, в обострении экологических, политических, экономических и прочих социальных проблем.
Только социально здоровая личность способна заботиться о благополучии государства, вносить свой вклад в защиту и процветание Отечества. В словаре Даля Отечество определяется как родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, земля народа, к коему кто по рождению языку и вере принадлежит; государство в отношении к поданным своим; родина в обширном смысле.
Российское государство в отношении к поданным своим вот уже более 10 лет ведет себя так, что пробуждает негативное отношение людей к властным структурам, т.е. самой властью дискредитируется и наше государство, и наше Отечество. Это явный признак социального неблагополучия нашей властной элиты. В то время, когда против России развернута информационно-финансовая, организационная и горячая война (в Чечне) с целью захвата природных ресурсов и уничтожения большей части нашего населения в стране создаются благоприятные условия для разгула коррупции, бандитизма и ограбления трудящихся. Природные ресурсы в основном уже находятся под контролем так называемых олигархов, продолжающих грабить страну и готовых продавать кому угодно все, что прибыльно, в том числе и нашу землю - кормилицу. Население морально и физически уничтожается путем включения изощренных саморазрушительных механизмов. Для придания необратимости этого процесса главная ставка делается на растление, моральное разложение, алкоголизацию и другую наркотизацию прежде всего молодежи.
Статьи по теме:
Дидактические принципы вспомогательной школы
Различают следующие принципы обучения:
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обуче ...
Изменение личности или психическое старение
Чаще всего психологический портрет старого человека складывается для многих из негативных, отрицательных характеристик. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; ...
Этап развития речевого общения
Третий из выделенных нами этапов развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребенок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и научаясь с боль ...
Актуальное