Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно фиксируется в соответствующих статистических данных. Весьма важным является способность населения объективно оценивать свое состояние и принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки, образования, искусства и т.д.[12]
В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении, т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья. [13]
По словам выдающегося американского психолога В. Джеймса, глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности. У любого человека это страстное желание может быть удовлетворено только в процессе общения среди людей, что и является естественной основой социализации. Для субъективного социального благополучия необходимо всегда быть внимательным к ближнему своему, не скупиться на похвалу и поддерживать все хорошие начинания окружающих людей. Но чтобы получить признание своей ценности, нужно этой ценностью обладать. Поскольку ценностные ориентации людей различны, то и оценивать в других людях они могут по достоинству только те качества, которыми в той или иной мере обладают сами. Например, люди с низкими духовно-нравственными ценностями не в состоянии понимать высокие поступки и убеждения других людей, но они могут вполне хорошо чувствовать себя в нездоровом социальном окружении, в котором человеческие пороки могут быть возведены в ранг достоинств. Именно этим свойством индивидуальное социальное здоровье может не соответствовать нравственным принципам, принятым в обществе.[14] Таким образом, социальное здоровье личности обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды. Тем не менее, гармонично развитая личность (с высоким уровнем культуры здоровья) способна не только противостоять растлевающим воздействиям больного общества, но и активно способствовать его оздоровлению. Одним из признаков социального здоровья является стремление к общему благу, любознательность, активное участие в общественной работе, способность заинтересованно относиться к решению социальных проблем. Таким образом, социальное (общественное) здоровье является одним из основных показателей благополучия жизни и гармоничного развития общества, его культурного уровня. При недостаточно высоком культурном уровне развития общества возникают проблемы в воспроизводстве здорового потомства, политической и экономической сферах жизнедеятельности государства. Бодрое, жизнеутверждающие начала сменяются всеобщей апатией, пассивностью и заметной деградацией в интеллектуальном, моральном и духовно-нравственном отношениях. В общественном сознании возникает терпимое отношение к социальным порокам, происходит постепенная замена истинных идеалов и жизненных ценностей на ложные, навязываемые населению отдельными корыстными людьми, группами, партиями; происходят массовые психологические эпидемии (например, почти поголовная наркотизация алкоголем, лекарствами, извращенным питанием, так называемой массовой культурой и т.д.). В результате создается порочная замкнутая система, в которой больное общество не только не предоставляет возможностей для развития здоровых личностей, но и всячески препятствует этому процессу, а отсутствие в социуме критической массы здоровых людей не обеспечивает процесс самоочищения и оздоровления социума. В нездоровом обществе начинают все активнее действовать механизмы саморазрушения и самоуничтожения, и оно все быстрее движется к своему краху. Это, в частности, проявляется в снижении показателей здоровья, в интеллектуальной, производственной, научной, культурной деятельности, в обострении экологических, политических, экономических и прочих социальных проблем.
Только социально здоровая личность способна заботиться о благополучии государства, вносить свой вклад в защиту и процветание Отечества. В словаре Даля Отечество определяется как родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, земля народа, к коему кто по рождению языку и вере принадлежит; государство в отношении к поданным своим; родина в обширном смысле.
Российское государство в отношении к поданным своим вот уже более 10 лет ведет себя так, что пробуждает негативное отношение людей к властным структурам, т.е. самой властью дискредитируется и наше государство, и наше Отечество. Это явный признак социального неблагополучия нашей властной элиты. В то время, когда против России развернута информационно-финансовая, организационная и горячая война (в Чечне) с целью захвата природных ресурсов и уничтожения большей части нашего населения в стране создаются благоприятные условия для разгула коррупции, бандитизма и ограбления трудящихся. Природные ресурсы в основном уже находятся под контролем так называемых олигархов, продолжающих грабить страну и готовых продавать кому угодно все, что прибыльно, в том числе и нашу землю - кормилицу. Население морально и физически уничтожается путем включения изощренных саморазрушительных механизмов. Для придания необратимости этого процесса главная ставка делается на растление, моральное разложение, алкоголизацию и другую наркотизацию прежде всего молодежи.
Статьи по теме:
Состояние Я взрослого
Каждый человек имеет состояние Я Взрослого и, если только у него нет серьезных повреждений мозга, может использовать способности Взрослого по обработке данных. Часто обсуждаемая проблема «зрелость против незрелости» не существует в структ ...
Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики
понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнот ...
Системы дыхания
Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основа ...
Актуальное