Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением становится комплекс вопросов связанных с возможностями управления своим стрессом и соответствующими психологическими, механизмами активизирующими стрессоустойчивость человека. Важным является определение своего индивидуального порога чувствительности к стрессу, т.е. представление о том, до какого уровня человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже повышая ее, и какие по степени воздействия факторы становятся деструктивными, дезорганизующие деятельность. Актуальным представляется поиск индивидуальных способов защиты от дистресса и спокойного отношения к эустрессу. Решению данных задач может способствовать схема динамики протекания стресса у человека:
1 2 3
временной период
AD – уровень фоновой активности в спокойном состоянии.
Данная модель включает в себя три основные стадии:
1. AB – нарастание психологического напряжения.
2. BC – высокий уровень психического напряжения до критического максимума.
3. CD – снижение психологического напряжения.
1 стадия
сопровождается тем, что состояние человека меняется на противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится внезапно мрачным и неразговорчивым. На данной стадии возможно развитие конфликтных ситуаций. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.
2 стадия
начинается в точке B и доходит до наивысшего напряжения (точка C). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или частичная потеря сознательного самоконтроля, сопровождаемая аффективным состоянием.
3 стадия
снижение психологического напряжения (от точки C до точки D). На данной стадии человек вновь возвращается к своему исходному состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто – чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае – результат переживания острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность стрессового «сценария» в целом, и отдельных стадий в частности, обусловлено многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне.
Психокоррекционные направления изменения
индивидуального «стрессового сценария»
Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек, соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса.
Самодиагностика своего состояния
Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях.
Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.
Человек, ведущий стрессовый стиль жизни |
Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни |
Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария. |
Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий. |
Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения. |
Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение. |
Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени. |
Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы. |
Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий. |
Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться. |
Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения. |
Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение. |
Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться. |
Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться. |
Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей. |
Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания. |
Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имеет чувства юмора |
В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора. |
Статьи по теме:
Возможные причины булимии.
Основные причины повышенного аппетита:
органические;
психогенные (психологические);
социальные.
Органические причины булимии:
сахарный диабет. Повышенный аппетит нередко является симптомом нелеченного сахарного диабета, либо связан ...
Подходы к изучению интеллекта
Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов. Казалось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых.
У. Эстес
Кризис тестологического подхода в определении понятия &qu ...
Кинетические
особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаютс ...
Актуальное