Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.
В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.
Среди них:
1.
Социальные факторы.
К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.
2.
Социально-психологические факторы.
Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.
3.
Личностные факторы.
1) Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола.
2) Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.
4.
Факторы, связанные с особенностями деятельности
– учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т.д.
Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Неслучайно, что такие заболевания как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, больше всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет.
Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности, свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-ти до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему.
Во-первых.
Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы.
Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.
Во-вторых.
Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т.п.
В-третьих.
Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа – от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики.
Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.
В настоящем методическом пособии представлены разделы:
1. Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса;
2. Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде;
3. Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике;
4. Программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного стресса».
Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций и психологической теории, и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного стресса» является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.
- Многообразие понятия «стресс».
- Особенности проявлений дистресса и эустресса.
- Коммуникативный стресс: определение понятия.
- Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса
- Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса.
- Динамика развития стрессового состояния.
- Программа психологической помощи во время острого стресса
- Содержательное обеспечение программы
- Релаксационные упражнения.
- Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»
- Заключение.
Статьи по теме:
Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходится на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наибо ...
Гендер и стратификация
В течение многих лет исследования по стратификации страдали своеобразной слепотой в отношении роли, которую играют половые различия. Авторы писали свои труды так, как будто женщин не существовало, или будто они считали, что при анализе не ...
Классификация методов психологического исследования
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Ели следовать методам системного подхода, важн ...
Актуальное