Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»

Страница 1

Цель:

Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий в группе.

Задачи:

1. Овладение навыками различных релаксационных техник.

2. Получение базовых знаний о факторах, механизмах развития психологического стресса различного типа.

3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».

4. Овладение навыками позитивного конструктивного мышления в проблемных ситуациях.

5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных ситуациях, работа с индивидуальными моделями стресса.

Критерии эффективности:

1. Понижение высокого уровня личностной тревожности, напряженности.

2. Увеличение актуально переживаемых позитивных эмоциональных состояний, улучшение настроения.

3. Повышение работоспособности и социальной активности.

4. Улучшение общего самочувствия.

5. Повышение заниженной самооценки, коррекция неадекватной самооценки.

6. Формирование интернального локуса контроля, необходимого для преодоления деструктивных проявлений стресса.

Возможно использование следующих психодиагностических методов для отслеживания результатов действия тренинговой программы:

1. Включенное внешнее наблюдение.

2. Устный опрос, письменный опрос (анкетирование, тестирование).

3. Анализ письменных и устных самонаблюдений участника программы.

В качестве тестовых методик рекомендуется применить.

Ситуативные тесты.

1. «Н.П.Н» Немчина.

2. «РТ» Спилбергера.

3. САН (самочувствие, активность, настоение).

4. «Цветопись» Лукошкина.

Личностные тестовые методики.

1. «Общая самооценка» Казанцевой, «Кто я в этом мире» Новикова (школа самооценки).

2. «Шкала общей интернальности» («УСК» - уровень субъективного контроля).

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Личностная агрессивность» Басса-Дарки.

4. «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, Факторы эмоционально волевых особенностей (факторы C, G, J, O, Q3, Q4) – 16 PF опросника Кеттелла.

По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2.5 до 3.5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый.

Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:

1. Телесно-ориентированные психотехники.

2. Танцевально-двигательные психотехники.

3. Арт-технологии.

4. Релаксационные технологии.

Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.

Первый этап: активационный.

На данном этапе осуществляется разминка, «разогрев» участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец», «Зеркальный танец», «Змейка» и т.п. (К. Рудестам «Групповая психотерапия», Кряжева «Развитие эмоционального мира ребенка», Н.В. Самоукина «Коррекционные и психотехнические игры и упражнения» и т.п.). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие развитию стрессоустойчивости.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Детский психоанализ Анны Фрейд
Одним из последователей Фрейда, развиваших по направление детского психоанализа, являетса его дочь Анна Фрейд. Она полностью сосредоточила свое внимание на проблемах и методах психоанализа, применяемого к детям. В своих лекциях , вышедших ...

Стиль руководства.
Стиль - одежда мысли Честерфилд В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно рассматривать как комплекс систематически используемых руководи ...

Межличностная аттракция.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. ...