Острый стресс характеризуется внезапностью влияния стрессогенных факторов. Как правило, используя термин острый стресс, исследователи также рассматривают относительную кратковременность переживания стресса, которое во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека.
1. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы». Нельзя принимать никаких решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание.
2. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся:
- Выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному.
- Использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.
- Осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов.
- Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите.
- Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.
3. Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:
- Осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.
- Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду.
- Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.
- Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.
Программа для учащейся молодежи
«Психопрофилактика деструктивного стресса»
Программа «Психопрофилактика деструктивного стресса» сформировалась на основе практической работы с молодежью, в основном студентами вузов и средних специальных учебных заведений. Экспериментальная апробация программы прошла в течение 1998-1999 года, и с 1 сентября 1999 года программа внедрена в деятельность областного Центра социального здоровья детства, юношества и семьи, имеющего статус экспериментального центра.
Организационное обеспечение программы
1 ступень
Сбор и анализ данных с помощью различных психодиагностических методов (диагностическая, психотерапевтическая беседы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, ситуационные тесты на стресс).
2 ступень
Коррекционные занятия – индивидуальные в тренинговой группе (работа практического психолога), психотерапевтические консультации, занятия (работа психотерапевта).
Условия проведения программы
1. Возрастной состав: молодежь от 17 до 25-26 лет
2. Вариативность реализации программы, включая выбор различных подпрограмм:
- Индивидуальная психо-коррекционная программа.
- Тренинговая программа (групповой формат проведения).
3. Период проведения программы: в течение учебного года, продолжительность консультаций, диагностики, занятий – от 1 академического часа до 3.5 академических часов.
4. Материально-техническое обеспечение: аудиомагнитофон, музыкальный центр, компакт-диски, аудиокассеты с функциональной музыкой, ватман, цветные карандаши, фломастеры.
5. База реализации программы – Центр социального здоровья (возможна площадка центра практической психологии, социально-психологической помощи, молодежного центра и т.п.), учебно-образовательные учреждения (вузы, средние учебные заведения).
Статьи по теме:
Определение конфликта
Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыв ...
Механизм неудачи
Американский психолог Эрик Берн первым обратил внимание на любопытную закономерность: жизнь одних людей представляет собой цепь везений , другие сталкиваются с одними неудачами, третьи вечно унижены, четвертых постоянно бросают и т. д. Бе ...
Когнитивные модели интеллекта
Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как их авторы подразумевают под термином «интеллект» не свойство психики, а некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач[9;78]. ...
Актуальное