Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
Первый - сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении воина {анализ документов и беседа).
Второй - наблюдение за подчиненными в ходе повседневной жизнедеятельности.
Анализ документов:
Работа с документами - процесс, который позволяет выработать предварительное представление о военнослужащем.
Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии, служебные карточки, листы индивидуальных собеседований, медицинские книжки.
Их изучение позволяет:
-во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
-во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций черт характера, направленности;
-в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.
Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва .
Метод наблюдения позволяет командиру получить наиболее объективную информацию. Он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов,
характеризующих воинский коллектив (формы, частоту и содержание межличностных взаимоотношений; распределение "ролей" среди военнослужащих; каналы распространения официальной и неофициальной информации; наличие традиций, ритуалов).
Предмет наблюдения: межличностные контакты членов коллектива, их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование. Наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности военнослужащих. При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки)
отдельного человека.
При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных
обязанностей, на дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с командирами.
Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств.
Особое внимание следует обратить на развязное поведение, раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость,
театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость,
плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Эти признаки свидетельствуют о той или иной степени выраженности нервно-психической неустойчивости военнослужащего, существенно затрудняющей нормальное прохождение военной службы. При выявлении их у военнослужащего его следует проконсультировать у психолога воинской части.
Статьи по теме:
Заключение.
Социальная ситуация комфорта протекания беременности очень важна для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. А действующие стресс ...
Я-концепция в среднем возрасте.
По мере того как дети становятся старше, у них формируется все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенн ...
Национально-психологические особенности военнослужащих.
Российская Федерация является многонациональным государством, на территории которого проживают представители более 100 различных национальностей и народностей. По данным военых социологов в отдельных соединениях и объединениях ВС РФ прохо ...
Актуальное