Период геронтогенеза

Страница 2

(разрушительные отрицательные) явления старения. Все это формирует вывод, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма: поляризация, резервирование, компенсация, конструирование, которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

Наряду с этим возрастает необходимость уселения сознательного контроляи регуляции биологических процессов. Это осуществляестя с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразования) должно усиливаться.

По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и другие. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется лгическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; видущим видом памяти становится логическая память.

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другие. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными

нормами рабочего дня. Инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместк с нею и может сохраняться довольно долго. Это является главным показателем жизнеспособности долголетних людей.

В связи с этим, в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже 65-70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическиминавыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трехколенная

структура а трудовом коллективе «деды», «отцы» и «дети-внуки» - оптимальна с точки зрения обеспечения пеемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта.

Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает жизненный опыт и мудрость пожилых, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики.

Таким образом период геронтогенеза является итогом всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подросткового и отрочества, ранней юности, молодости, взрослоси, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процесами, на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Доминантность полушарий головного мозга с точки зрения влияния этого фактора на характер взаимоотношений в семье.
В наше время часто меняющиеся социальные условия не могут не отразиться на состоянии семьи. Формирование человека с ранних лет проходит в семье. В наше время родители имеют возможность обеспечить ребенку (особенно единственному) очень хор ...

Нравственная готовность к школьному обучению.
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...

Виды и развитие человеческой деятельности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды ...