вообще, характеризуется своим поведением и внешностью и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчленённое, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общест
во» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных
отношений.
Общественные отношения – часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности опреде-
ляет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы
общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей,
а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой
общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество –не просто некоторая внешняя среда. Как член общества она обьективно, необходимым об
разом включена в систему общественных отношений. Конечно, связь общест-
венных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосре
дуется множеством факторов и условий, требующих специального исследова-
ния. Если рассматривать жизнь личности в обществе в глобальном плане, то нужно сказать, что вся совокупность общественных отношений, вся их система в целом так или иначе определяет социальный статус каждой конкретной лич-
ности и её развитие. Но при более детальном анализе выявилось, что способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений раз
личны; различна также степень их реализации в жизни каждой личности. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.
Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим инди
виду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по со
держанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные
связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллек
тив, но к ним несводимы.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне высту-
пает в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект-
объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более
глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные
связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект).
В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятель-
ности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельнос
ти, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может
воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.
Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект –объект - субъектных и субъект- субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.
Статьи по теме:
Направление информационного восприятия – логика.
Направление информационного восприятия - логика
имеет свою непосредственную реализацию в каждой системе принципов воспитания от догматичной до интуитивной. Основой этого направления, как механизма передачи знания, являются: слово, знак, ...
Методология психологии
Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое ос ...
Динамика развития стрессового состояния.
Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением становится комплекс вопросов связанных с возможностями управления своим стрессом и соответствующими психологическими, механизмами активизирующими стрессоустойчивость человека ...
Актуальное