Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических
особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других
людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, при-
вычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в
способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в
свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальнос
ти не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для
развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуа
льные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до
известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в
системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный чело
век как личность.
Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.
Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают
в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).
Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого,
запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запо-
минания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том
что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от обще-
го развития личности.
Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выра-
жается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, со-
вершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она
направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. [22] Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление
общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и
деятель общественного развития –с другой. [6] Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как об-
щественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект
исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует лич-
ность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития.
Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по
своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому
представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.
Богатство человека продукт общественного производства.
Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества.
Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное су-
щество, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни:
смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу
или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от обществен-
Статьи по теме:
Заключение.
Во многих работах дается систематическое описание особенностей нарушения эмоциональной сферы при различных локальных поражениях мозга и выделены основные области мозга, участвующие в мозговой организации эмоций. Авторами признается прямая ...
Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные вариан ...
Проблема личности в работах В.С. Мерлина
Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой ...
Актуальное