разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.
Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание
личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умале-
ния значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли
культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе
личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это
власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанали-
за с помощью психоанализа. [6]
Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознатель
ное и коллективное бессознательное.
Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет
человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям
Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материн-
ский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.
Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.
Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия.У каждого человека присутствуют обе
установки, но одна из них является доминирующей.
Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.
Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.
Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации
процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализа-
ция, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высоко-
образованным и высоконравственным.
При развитии личности реализуются:
Принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость от прошлого опыта.
Принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим.
Принцип синхронии применим к событиям, происходящим одновременно, но не связанным причинно – следственными отношениями.
Принцип наследования, по Юнгу, заключается в том, что наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в
Форме архетипов – расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве поколений.
Принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном вперёд, в сторону усовершенствования.
Принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер. [2]
Статьи по теме:
Тревожность.
У американских авторов можно найти сопоставление некоторых индивидуальных психических особенностей со скоростью образования положительных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования тревожности, или беспокойства. Тревожн ...
Социально-демографические и экономические факторы,
влияющие на качество брака
Проведенные исследования в современной психологии семьи выделили множество характеристик, дифференцирующих счастливые и несчастливые браки. Примером их систематизации является модель качества брака, созданная американскими учеными Р.Л. Ле ...
История и виды политической рекламы.
Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъек ...
Актуальное